Библиотекарь (стоя перед нарисованным указателем): Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим путешествие в удивительную страну вопросов и ответов. Этот указатель поможет найти вам правильный путь в страну «Почемучляндию». Туда, как видите, ведут три дороги. Вам, наверное, очень хочется узнать, по какой из них лучше отправиться в путь. Немного поможет вам в этом Великий Магистр всех наук. Великий Магистр: Если ты налево пойдешь, Только художественную литературу найдешь. Но тайны Вселенной, Загадки древних поселений, Строение атома И многое другое Для тебя навсегда останутся Великой тайной. Ежели ты направо свернешь - Энциклопедии, словари и справочники найдешь. Но! Тогда ты никогда не познакомишься С произведениями Дюма, Толстого, Шекспира, Ты не узнаешь, кто такие Оцеола и Винни-Пух, Тимур, Элли и Капитан Немо. Библиотекарь: Но, Великий Магистр всех наук, у нас же осталась еще одна дорога, которая ведет прямо. Она и самая короткая. Великий Магистр: Да, она самая короткая, но самая сложная. Тот, кто хочет выбрать ее, должен уметь пользоваться и художественной, и научно-популярной, и справочной литературой. А это не все умеют делать! Библиотекарь: Сегодня наши команды пойдут именно по этой дороге. К концу соревнований мы увидим, справятся ли они с трудностями, которые встретятся на их пути. Выходят двое ведущих. Ведущая: Привет, вам, друзья наши юные, Веселые, смелые, умные, Спортсмены, танцоры, артисты, Искатели и планеристы, Будущие шоферы и мастера, Слесари и доктора, Космонавты, фантасты, романтики, Физики, химики и математики. Ведущий: Сегодня собрались мы здесь Вам показать свои познанья. Библиография для нас Устраивает состязанье. Выходят команды-участницы. Ведущая: Давно готова вам, друзья, Участников представить я: Тут справа от меня стоит Команда «Юный эрудит», А вот сейчас сюда идет Команда «Юный полиглот». Ведущий: Похлопали вы все немного, Ну, а теперь пора в дорогу. Страна «Почемучляндия» Нас с нетерпеньем ждет. Как только приветствия все отзвучат, Начнется конкурс у ребят. Конкурс приветствий Приветствие команды «Юный эрудит»: КВН наш скоро начинается, И мы должны вам все представиться, Кто в день читает 8 книг? Команда «Юный эрудит»! Команда наша юная, Веселая и шумная, С заданием мы справимся И зрителям понравимся. А юным полиглотовцам Желаем от души, Чтоб их ответы тоже Были хороши. Приветствие команды - «Юный полиглот»: Здравствуйте, наши зрители, Поклонники и ценители. Команда «Юный полиглот» Привет библиотечный шлет. Ребята-полиглотовцы С библиографией дружны И с заданьем сложным Справиться должны. Хоть наш противник — эрудит, Но нынче сильный победит! Библиотекарь:Как вы догадались, наш КВН - библиотечно-библиографический. Конкурсанты должны показать знания художественной литературы, продемонстрировать умение пользоваться справочной и научно-популярной литературой. Каждый конкурс составлен таким образом, чтобы помочь закрепить вам те знания, что вы получили на уроках по ББЗ. Но прежде чем перейти непосредственно к конкурсам, представляю членов нашего жюри... Итак, первый конкурс. Ко мне должны подойти по два человека от каждой команды и получить конверты. В конверте - два текста. Внимание! Участники читают вслух отрывки и отвечают, какой из них взят из художественной литературы, а какой - из научно-популярной. 1 КОНВЕРТ а) Весной, как только растаял лед на речке, прилетели дикие утки. Анютка опять привязала крякву по кличке Белое зеркальце на длинную веревку и пустила в запруду. Белое зеркальце стало веревку щипать клювом, кричала и рвалась улететь с дикими утками. б) Кряква — это дикая утка. Часто кряквы селятся вблизи человеческого жилья. Мамаша растит утят одна, учит их плавать и еду добывать. Корм кряквы добывают со дна водоемов. 2 КОНВЕРТ а) Чик был молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился юд от рождения, он женился на Чирике и решил зажить своим домом. - Чик, — сказала Чирика на воробьином языке, — Чик, а где мы устро им себе гнездо? Ведь дупла в нашем саду уже заняты? б) Самая знаменитая птица - это обыкновенный домовый воробей. Его знают все. Когда-то он жил в Африке, потом стал путешествовать и сейчас его можно встретить везде. Встречаются несколько видов: до мовый, полевой, каменный, рыжий. 3 КОНВЕРТ а) Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту, а волчишку поймал человек, сунул в мешок, принес в город. Посреди комнаты поставил мешок. Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нем волчишко и вылез. б) У волка прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье. Летом волки живут парами, выращивают появившихся весной волчат. Волчата рождаются слепыми и беспомощными... Волчата растут быст ро и за четыре месяца увеличивают свой вес в тридцать раз. 4 КОНВЕРТ а) В трех областях охотники убили трех медведиц. Три выводка медвежат продали в зоопарк. В зоопарке их посадили в клетку; бурых, рыжих, черноватых, и мастью, и ростом - кто больше, кто поменьше. Самый маленький, самый угрюмый сидит в углу, чешет животик. б) Не надо забывать, что медведь - хищник. Хищник, ловкий и могу чий, хитрый, осторожный, сильный. При необходимости он может та щить по лесу ношу в четыреста — пятьсот килограммов, может мчаться со скоростью скаковой лошади, несмотря на свою неуклюжесть, совер шать молниеносные броски. Библиотекарь: Конкурсы будут оцениваться по пятибалльной системе. Высшую оценку получит та команда, участники которой не только дадут правильный ответ, но еще и объяснят, по каким признакам отнесли отрывок к тому или другому виду литературы. Но пока участники готовятся, остальные члены команд «поломают» свои головы на разминке. Конкурс «Писатель - не писатель» Великий Магистр: Ребята, вы должны не только быть умными, но и очень вниматель ными. Я буду называть известные фамилии, а вы должны поднимать руку исключительно при имени писателя. Тот, кто ошибся, выходит из игры, выигрывает та команда, которая к концу конкурса останется более многочисленной. Например : Толстой — писатель, Волков — писатель, Пьер Ришар актер, Шукшин — писатель, Шишкин — художник, Глинка — композитор, и т.д. {Ведущий всякий раз на слове писатель поднимает руку вверх. В списке могут быть фамилии известных актеров, ученых, политиков) Библиотекарь: А сейчас - ответы команд в первом конкурсе. Жюри выставляет оценки за конкурс и прибавляет балл команде-победительнице в разминке. Великий Магистр: А что, ребята, есть ли среди вас поэты? Давайте посмотрим. Мы предлагаем вам одинаковые рифмы и пять минут времени. Л потом послушаем получившиеся поэтические произведения. 1. Шла собака по роялю, Говоря примерно так... 2. Вы слыхали, на базаре Чудо-птицу продавали... 3. В зоопарке плачет слон, Увидал мышонка он... 4. Царь издал такой указ: «Всем боярам в тот же час... Великий Магистр: Поэты вы хорошие, а есть ли среди вас прозаики? Покажите, на чти вы способны. Я назову вам 7 слов: Путешествие, приключение, остров, тайна, лодка, книга, клад. Вы составите из 7 предложений рассказ. Времени у вас очень мало 5 мин. Команды зачитывают свои рассказы. Жюри выставляет оценки. Библиотекарь: В следующем конкурсе придется сражаться капитанам. Капитаны, к барьеру. У каждого из вас написаны на карточке три слова. С помощью словарей вы должны найти им антонимы. Первому капитану: арьергард — (авангард); варварство — (цивилизация); лицемерный — (искренний); Второму капитану: рутинер — (новатор); ничтожный — (великий); синтез — (анализ). Библиотекарь: Это первая часть конкурса. Вторая задача - найти в двухтомнике В. Даля «Пословицы русского народа» по три пословицы с антонимич-ными парами. Великий Магистр: Пока капитаны думают, болельщикам предлагаю поиграть в «Аукцион». Правила такие: я называю имя известного писателя, вы называете его произведение. Если в промежутке между вашими ответами я успею сказать: «Раз, два, три», то игра останавливается, победителем считается отвечающий последним; таким образом, он приносит дополнительное очко команде, за которую болеет. После «Аукциона» слово предоставляется капитанам. А затем жюри оглашает оценки. Библиотекарь: А сейчас конкурс «Ромашка» Он покажет, насколько любят читать и много ли читают его участники. Каждой команде роздано по 8 лепестков ромашки. Нужно вставить лепестки так, чтобы совпадало то, что написано на лепестках и на серединке. Внимание! Подсказка! У одной команды — произведения С. Маршака и С. Михалкова. У другой - Н. Носова и И. Крылова. 1. С. Маршак: «Сказка о глупом мышонке», «Кот и лодыри», «Откуда стол пришел», «Где обедал воробей». 2. С. Михалков: «Веселый турист», «А что у Вас?», «Хрустальная ваза», «Мой щенок». 1. Н. Носов: «Приключения Незнайки и его друзей», «Фантазеры», «Огурцы», «Огородники». 2. И. Крылов: «Любопытный», «Демьянова уха», «Квартет», «Мартышка и очки». Великий магистр: Ребята, интересно, а хорошо ли конкурсанты знают библиотеку? Умеют ли пользоваться каталогами и картотеками? Выходите самые смелые. Каждому из двух вызвавшихся я предлагаю по два задания. Вопросы-задания участникам: 1. Подбери литературу об обезьянах. 2. Подбери книги на тему: «Литература средних веков». 1. Составь список книг о путешественниках. 2. Какие книги по искусству эпохи Возрождения есть у нас в библиотеке? (Участники работают с систематическим каталогом). Жюри подводит итоги. Библиотекарь: Итак, последний конкурс: Конкурс «Что? Где? Когда?» От каждой команды в нем присутствуют по три человека, которым нужно будет ответить на вопрос, который выпадет на барабане. На столах у каждой команды лежат словари, энциклопедии. Вопросы для конкурса: 1. Что такое бумеранг, и жители какого материка его изобрели? 2. Лису часто называют Патрикеевной. Почему у нее такое странное отчество? 3. Где найдено самое древнее изображение весов,. и сколько лет этому рисунку? 4. Что такое «архар»? 5. Что означает слово «детектив»? 6. Как объяснить выражение: «Комар носа не подточит»? Библиотекарь: Итак, наш конкурс подошел к концу. Команды сегодня поразили нас своими талантами и артистическими способностями, а кто же все-таки победил, нам объявит жюри. Подведение итогов, объявление и награждение победителей. |