Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 12:28

МАОУСОШ№11  станицы     НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ  муниципального образования Ленинградский район

Меню сайта
Категории раздела
Сценарии к мероприятиям [3]
Библиотечные уроки [2]
Олимпиада 2014
Полезные сайты
  • Документы и материалы деятельности федерального агентства по образованию
  • Российское образование федеральный портал
  • Департамент образования и науки Краснодарского края
  • Отдел оценки качества образования
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт учителя технологии
  • МУ ДПО «Цент развития образования»
  • Региональное управление ФСКН России по Краснодарскому краю
  • Управление образования администрации муниципального образования Ленинградский район
  • Форма входа
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Методическая копилка библиотекаря » Библиотечные уроки

    Загадки страны «Почемуляндии» по теме «Научно-популярная и справочная литература»

    Библиотекарь
    (стоя перед нарисованным
    указателем):

    Здравствуйте,
    ребята!

    Сегодня мы совершим
    путешествие в удивительную страну во­просов и ответов. Этот указатель поможет
    найти вам правильный путь в страну «Почемучляндию». Туда, как видите, ведут три
    дороги. Вам, наверное, очень хочется узнать, по какой из них лучше отправиться
    в путь. Немного поможет вам в этом Великий Магистр всех наук.

     

    Великий
    Магистр:
    Если ты налево пойдешь,

    Только художественную литературу найдешь.

    Но тайны Вселенной,

    Загадки древних поселений,

    Строение атома

    И многое другое

    Для тебя навсегда останутся

    Великой тайной.

    Ежели ты направо свернешь -

    Энциклопедии, словари и
    справочники найдешь.

    Но! Тогда ты никогда не познакомишься

    С произведениями Дюма, Толстого, Шекспира,

    Ты не узнаешь, кто такие Оцеола и Винни-Пух,

    Тимур, Элли и Капитан
    Немо.

    Библиотекарь: Но, Великий Магистр всех наук, у нас же осталась еще
    одна дорога, которая ведет прямо. Она и самая короткая.

    Великий Магистр: Да,
    она самая короткая, но самая сложная. Тот, кто хочет выбрать ее, должен уметь
    пользоваться и художественной, и научно-популяр­ной, и справочной литературой.
    А это не все умеют делать!

    Библиотекарь: Сегодня
    наши команды пойдут именно по этой дороге. К концу соревнований мы увидим,
    справятся ли они с трудностями, которые встретятся на их пути.

    Выходят
    двое ведущих.

    Ведущая:
    Привет, вам, друзья наши юные,

    Веселые, смелые, умные,

    Спортсмены, танцоры, артисты,

    Искатели и планеристы,

    Будущие шоферы и мастера,

    Слесари и доктора,

    Космонавты, фантасты, романтики,

    Физики, химики и математики.

    Ведущий:
    Сегодня собрались мы здесь

    Вам показать свои познанья.

    Библиография для нас

    Устраивает состязанье.

    Выходят
    команды-участницы.

    Ведущая:
    Давно готова вам, друзья,

    Участников представить я:

    Тут справа от меня стоит

    Команда «Юный эрудит»,

    А вот сейчас сюда идет

    Команда «Юный полиглот».

    Ведущий:
    Похлопали вы все немного,

    Ну, а теперь пора в дорогу.

    Страна «Почемучляндия»

    Нас с нетерпеньем ждет.

    Как только приветствия все отзвучат,

    Начнется конкурс у ребят.

     

    Конкурс
    приветствий

    Приветствие команды
    «Юный эрудит»:

     

    КВН
    наш скоро начинается,

    И мы
    должны вам все представиться,

    Кто
    в день читает 8 книг?

    Команда
    «Юный эрудит»!

    Команда наша юная,

    Веселая и шумная,

    С заданием мы справимся

    И зрителям понравимся.

    А юным полиглотовцам

    Желаем от души,

    Чтоб их ответы тоже

    Были хороши.

     

    Приветствие команды - «Юный полиглот»:

     

    Здравствуйте, наши зрители,

    Поклонники и ценители.

    Команда «Юный полиглот»

    Привет библиотечный шлет.

    Ребята-полиглотовцы

    С библиографией дружны

    И с заданьем сложным

    Справиться должны.

    Хоть наш противник — эрудит,

    Но нынче сильный победит!

     

    Библиотекарь:Как
    вы догадались, наш КВН - библиотечно-библиографический. Конкурсанты должны
    показать знания художественной литературы, продемонстрировать умение
    пользоваться справочной и научно-попу­лярной литературой. Каждый конкурс
    составлен таким образом, чтобы помочь закрепить вам те знания, что вы получили
    на уроках по ББЗ.

    Но прежде чем перейти
    непосредственно к конкурсам, представляю членов нашего жюри...

    Итак, первый конкурс. Ко мне должны
    подойти по два человека от каждой команды и получить конверты. В конверте - два
    текста. Вни­мание! Участники читают вслух отрывки и отвечают, какой из них взят
    из художественной литературы, а какой - из научно-популярной.

     

    1 КОНВЕРТ

     а) Весной, как
    только растаял лед на речке, прилетели дикие утки. Анютка опять привязала
    крякву по кличке Белое зеркальце на длин­ную веревку и пустила в запруду. Белое
    зеркальце стало веревку щи­пать клювом, кричала и рвалась улететь с дикими
    утками.

    б) Кряква — это дикая
    утка. Часто кряквы селятся вблизи челове­ческого жилья. Мамаша растит утят
    одна, учит их плавать и еду добы­вать. Корм кряквы добывают со дна водоемов.

     

    2 КОНВЕРТ

    а) Чик был
    молодой красноголовый воробей. Когда ему исполнился
    юд от рождения, он женился на Чирике и решил
    зажить своим домом.
    - Чик, — сказала
    Чирика на воробьином языке, — Чик, а где мы  устро­
    им себе гнездо? Ведь дупла в нашем саду уже заняты?

    б) Самая
    знаменитая птица - это обыкновенный домовый воробей.
    Его знают все. Когда-то он жил в Африке, потом
    стал путешествовать
    и сейчас его
    можно встретить везде. Встречаются несколько видов: до­
    мовый, полевой,
    каменный, рыжий.

     

    3 КОНВЕРТ

    а) Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз
    ушла мать на
    охоту, а волчишку поймал
    человек, сунул в мешок, принес в город.
    Посреди комнаты поставил мешок. Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался
    в нем волчишко и вылез.

    б) У волка
    прекрасное зрение, тонкий слух, удивительное чутье.
    Летом волки живут парами, выращивают появившихся
    весной волчат.
    Волчата рождаются
    слепыми и беспомощными... Волчата растут быст­
    ро и за четыре месяца увеличивают свой вес в тридцать раз.

     

    4 КОНВЕРТ

    а)    В трех областях охотники убили трех медведиц. Три
    выводка
    медвежат продали в зоопарк.
    В зоопарке их посадили в клетку; бурых, рыжих, черноватых, и мастью, и ростом -
    кто больше, кто  поменьше. Самый
    маленький, самый угрюмый сидит в углу, чешет животик.

    б) Не надо
    забывать, что медведь - хищник. Хищник, ловкий и могу

    чий, хитрый, осторожный, сильный.
    При необходимости он может та­
    щить
    по лесу ношу в четыреста —  пятьсот
    килограммов, может мчаться
    со
    скоростью скаковой лошади, несмотря на свою неуклюжесть, совер­
    шать
    молниеносные броски.

     

    Библиотекарь: Конкурсы будут оцениваться по пятибалльной системе.
    Высшую оценку получит та команда, участники которой не только дадут пра­
    вильный ответ, но еще и
    объяснят, по каким признакам отнесли отры­вок к тому или другому виду
    литературы. Но пока участники готовят­ся, остальные члены команд «поломают»
    свои головы на разминке.

     

    Конкурс
    «Писатель - не писатель»

     

    Великий Магистр: Ребята,
    вы должны не только быть умными, но и очень вниматель ными. Я буду называть
    известные фамилии, а вы должны поднимать руку исключительно при имени писателя.
    Тот, кто ошибся, выходит из игры, выигрывает та команда, которая к концу
    конкурса останется более многочисленной.

    Например :
    Толстой — писатель, Волков — писатель, Пьер Ришар актер, Шукшин — писатель,
    Шишкин — художник, Глинка компози­тор, и т.д.

    {Ведущий
    всякий раз на слове писатель поднимает руку вверх. В списке могут быть фамилии
    известных актеров, ученых, политиков)

     

    Библиотекарь:
    А сейчас - ответы команд в первом
    конкурсе.

    Жюри выставляет
    оценки за конкурс и прибавляет балл команде-победительнице в разминке.

     

    Великий Магистр: А
    что, ребята, есть ли среди вас поэты? Давайте посмотрим. Мы предлагаем вам
    одинаковые рифмы и пять минут времени. Л потом послушаем получившиеся
    поэтические произведения.

     

    1.   Шла собака по роялю,

    Говоря примерно так...              

    2.   Вы слыхали, на базаре

    Чудо-птицу продавали...           

    3.   В зоопарке плачет слон,

    Увидал мышонка он...

    4.   Царь издал такой указ:                

    «Всем боярам в тот же час...

     

    Великий Магистр: Поэты
    вы хорошие, а есть ли среди вас прозаики? Покажите, на чти вы способны. Я
    назову вам 7 слов:

    Путешествие,
    приключение, остров, тайна, лодка, книга, клад.

    Вы составите из 7
    предложений рассказ. Времени у вас очень мало 5 мин.

    Команды зачитывают свои рассказы. Жюри выставляет
    оценки.

     

    Библиотекарь: В
    следующем конкурсе придется сражаться капитанам. Капитаны, к барьеру. У каждого
    из вас написаны на карточке три слова. С помо­щью словарей вы должны найти им
    антонимы.

     

    Первому
    капитану: арьергард — (авангард);

    варварство — (цивилизация);

    лицемерный — (искренний);

    Второму
    капитану: рутинер — (новатор);

    ничтожный (великий);

    синтез — (анализ).

     

    Библиотекарь: Это
    первая часть конкурса. Вторая задача - найти в двухтомнике В. Даля «Пословицы
    русского народа» по три пословицы с антонимич-ными парами.

    Великий Магистр:

    Пока капитаны думают, болельщикам
    предлагаю поиграть в «Аук­цион». Правила такие: я называю имя известного
    писателя, вы назы­ваете его произведение. Если в промежутке между вашими
    ответами я успею сказать: «Раз, два, три», то игра останавливается, победителем
    считается отвечающий последним; таким образом, он приносит допол­нительное очко
    команде, за которую болеет.

    После «Аукциона» слово
    предоставляется капитанам.

    А затем жюри оглашает
    оценки.

     

    Библиотекарь: А
    сейчас конкурс «Ромашка» Он покажет, насколько любят читать и много ли читают
    его участники.

    Каждой команде роздано по
    8 лепестков ромашки. Нужно вставить ле­пестки
    так, чтобы совпадало то, что написано на лепестках и на серединке.
    Внимание!
    Подсказка! У одной команды — произведения С. Маршака и С. Михалкова. У другой -
    Н. Носова и И. Крылова.

     

    1.    С. Маршак: «Сказка о глупом мышонке», «Кот и лодыри»,
    «Отку­да стол пришел», «Где обедал воробей».

    2. С. Михалков: «Веселый турист», «А что у Вас?»,
    «Хрустальная ваза», «Мой щенок».

     

    1.   Н. Носов: «Приключения Незнайки и его друзей»,
    «Фантазеры», «Огурцы», «Огородники».

    2. И. Крылов: «Любопытный», «Демьянова уха», «Квартет»,
    «Мар­тышка и очки».

     

    Великий магистр: Ребята,
    интересно, а хорошо ли конкурсанты знают библиотеку? Умеют ли пользоваться
    каталогами и картотеками? Выходите самые смелые. Каждому из двух вызвавшихся я
    предлагаю по два задания.

     

    Вопросы-задания участникам:

    1.   Подбери литературу об обезьянах.

    2.   Подбери книги на тему: «Литература средних веков».

     

    1.   Составь список книг о путешественниках.

    2.   Какие книги по искусству эпохи Возрождения есть у нас
    в биб­лиотеке?

    (Участники работают с систематическим каталогом).

    Жюри
    подводит итоги.

    Библиотекарь: Итак,
    последний конкурс:

    Конкурс «Что? Где? Когда?»

     

    От каждой команды в
    нем присутствуют по три человека, которым нужно будет ответить на вопрос,
    который выпадет на барабане. На сто­лах у каждой команды лежат словари, энциклопедии.

     

    Вопросы
    для конкурса:

    1.
    Что такое бумеранг, и жители какого
    материка его изобрели?

    2.   Лису часто называют Патрикеевной.
    Почему у нее такое странное
    отчество?

    3.   Где найдено самое древнее
    изображение весов,. и сколько лет это­
    му
    рисунку?

    4.   Что такое «архар»?

    5.   Что означает слово «детектив»?

    6.   Как объяснить выражение: «Комар
    носа не подточит»?

     

    Библиотекарь: Итак, наш конкурс подошел к концу. Команды сегодня
    поразили
    нас своими
    талантами и артистическими способностями, а кто же все-
    таки победил, нам объявит жюри.

     

    Подведение итогов, объявление и
    награждение победителей.

    Категория: Библиотечные уроки | Добавил: Administrator (06.05.2011)
    Просмотров: 4021 | Комментарии: 1 | Теги: библиотечный урок | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Достижения
    Кубанское молоко
    Поиск
    Мини-чат

    Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz