Мышление – это познавательный психический процесс, с помощью
которого происходит обобщённое и опосредованное познание окружающего мира.
Речь – это познавательный психический процесс,
с помощью которого происходит отражение окружающего мира с помощью языка,
системы знаков используемой как средство общения и мышления.
Мыслительный процесс состоит из ряда
операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия,
сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего многие из них не осознаются.
Поэтому для того, чтобы ребёнок активно овладевал умственными операциями, их
надо выделить, довести до уровня сознания и специально им обучить.
1.
Включайте
в урок задания на: сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и
различия между ними;
2. Классификацию, обобщение различных предметов по общим
признакам;
3. Нахождение
«лишнего» слова или изображения,
не связанного общим признаком с остальными;
4. Складывание целого из частей (разрезные картинки);
5. Последовательное раскладывание картинок и составление
рассказа по ним;
6. Осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор,
продолжить его);
7. Использовать задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.
8. Занятия по рисованию,
лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование
образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы,
фантазировать, воображать.
9. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о
природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления,
обсуждайте с ними прочитанные книжки, анализируя поведение людей.
10. В целях развития речи:
а)
после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
б)
развивайте у детей умение строить рассказ по картине, заданному плану. Заданной
теме;
в)
упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений; учите детей доказывать своё мнение, выражать
его. |